Государственный контроль и надзор

Порядок осуществления государственного контроля (надзора)

 

«В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Федеральный закон №230-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 г. №1402 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в указанный реестр» полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и включенных в государственный реестр возложены на Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью указанных юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом №230-ФЗ, а также в соответствии с приказом ФССП России от 30.12.2019 г. №551 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы судебных приставов по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр» (далее — Административный регламент).

Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством плановых и внеплановых проверок, которые могут проводится в выездной или документарной форме.

Основанием для начала плановой проверки являются ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц, утвержденный руководителем территориального органа, и приказ руководителя территориального органа о проведении плановой проверки в соответствии с вышеуказанным планом. О проведении плановой проверки уполномоченный орган обязан уведомить юридическое лицо не позднее чем за 3 рабочих дня до начала её проведения.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения юридическим лицом выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения;

поступление в уполномоченный орган сведений о фактах нарушения юридическим лицом требований настоящего Федерального закона;

поступление в уполномоченный орган сведений о фактах несоответствия юридического лица, его учредителей (участников), органов и работников требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

При этом предварительное уведомление юридического лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности и включенного в государственный реестр, о проведении внеплановой выездной проверки не допускается, за исключением случая истечения  срока исполнения юридическим лицом выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения.

Сроки проведения проверки — плановой и внеплановой — не могут превышать 20 рабочих дней. В случае проведения плановой выездной проверки одного субъекта малого предпринимательства, срок административной процедуры не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.

Пунктом 6 Административного регламента должностные лица ФССП России и ее территориальных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) наделены следующими правами:

проверять соблюдение юридическими лицами обязательных требований, а также документы, относящиеся к предмету проверки;

иметь беспрепятственный доступ на территорию и (или) в помещение, здание проверяемого юридического лица при предъявлении служебных удостоверений и приказа директора Федеральной службы судебных приставов — главного  судебного пристава Российской Федерации, заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, руководителя территориального органа — главного  судебного пристава субъекта Российской Федерации, о проведении выездной проверки;

беспрепятственно осуществлять осмотр территорий, зданий и помещений, занимаемых проверяемым лицом, предметов, документов и информации (сведений), содержащихся на любых ее носителях при проведении выездной проверки;

запрашивать и получать от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;

выдавать предписания об устранении выявленного(ых) нарушения(ий) с указанием сроков его (их) устранения (далее — предписания);

возбуждать дела об административных правонарушениях;

принимать решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;

выдавать юридическим лицам предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований федерального законодательства;

осуществлять иные полномочия.

Согласно пункту 7 Административного регламента должностные лица ФССП России и ее территориальных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится;

проводить проверку на основании приказа директора ФССП России, заместителя директора ФССП России, руководителя территориального органа;

после подписания директором ФССП России, заместителем директора ФССП России, руководителем территориального органа приказа о проведении проверки запрашивать необходимые документы и (или) информацию, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р;

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа директора ФССП России, заместителя директора ФССП России, руководителя территориального органа о проведении проверки;

не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

вносить сведения о плановых и внеплановых проверках юридических лиц, об их результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в единый реестр проверок, являющийся федеральной государственной информационной системой, в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415;

предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с результатами проверки;

знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов юридических лиц;

доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации;

не требовать от юридического лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, ознакомить их с положениями Административного регламента;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица:

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

не требовать от юридического лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в межведомственный перечень;

не требовать от юридического лица представления документов и (или) информации до даты начала проведения проверки;

проводить мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики нарушений обязательных требований.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), установлены пунктами 8-9 Административного регламента и включают в себя право руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от должностных лиц ФССП России и ее территориальных органов информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц ФССП России и ее территориальных органов; знакомиться с документами и (или) информацией, полученными ФССП России и ее территориальными органами в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ФССП России и ее территориальных органов, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке; по собственной инициативе представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в ФССП России или ее территориальные органы.

При этом руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица при проведении проверки обязаны соблюдать в процессе осуществления деятельности обязательные требования; представлять документы, содержащие достоверные сведения о соблюдении обязательных требований; присутствовать при проведении проверок или обеспечить присутствие уполномоченных представителей; предоставлять должностным лицам ФССП России и ее территориальных органов, проводящим проверку, возможность ознакомления с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки, а также обеспечивать доступ проводящих проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, а также осмотр и обследование используемых юридическим лицом оборудования и программного обеспечения.

По результатам проведения проверки (плановой и внеплановой) оставляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностными лицами, проводившими проверку. Один из экземпляров  с копиями приложений к акту вручается под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица.

По результатам проверки, в случае выявления нарушений обязательных требований Федерального закона №230-ФЗ, уполномоченный орган вправе выдать предписание, возбудить в отношении проверяемого лица дело об административном правонарушении  либо принять решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра.

Решения или действия (бездействие) должностных лиц ФССП России или её территориальных органов, проводивших мероприятия по контролю (надзору), могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке, предусмотренном разделом V Административного регламента. Жалоба подается в ФССП России или её территориальные органы как в письменной форме, в том числе на личном приеме, так и в электронном виде посредством официального сайта ФССП России или Единого портала государственных услуг. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней со дня её регистрации с возможностью продления в исключительных случаях указанного срока на 30 дней.

По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица ФССП России или её территориального органа принимается решение об удовлетворении жалобы, частичном удовлетворении жалобы или отказе в удовлетворении жалобы. Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения по жалобе. Принятое по жалобе решение также может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу.

Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 438  «Об  особенностях  осуществления в 2020 году государственного контроля  (надзора),  муниципального  контроля  и  о  внесении  изменения  в  пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, могут проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; в целях проверки ранее выданного предписания или проводимые по поручению Президента РФ, Правительства РФ или по требованию прокурора».

Порядок и условие взаимодействия юридических лиц осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности с должниками

 

С января 2017 года во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2016 № 670 Федеральная служба судебных приставов реализует полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

Правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств, установлены Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Федеральный закон № 230-ФЗ).

Правила совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц, установленные Федеральным законом № 230-ФЗ, распространяются на все субъекты данных правоотношений (как на профессиональных коллекторов, так и на кредитные организации, некредитные финансовые организации, иные организации и граждан). При этом  в ст. ст. 6 и 7 Федерального закона №230 установлены требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности, а также условия осуществления отдельных способов взаимодействия с должником.

Так, категорически не допускается применение к должнику или иным лицам физической силы либо угрозы её применения, угрозы убийством или причинения вреда  здоровью; уничтожение или повержение имущество либо угроза совершения таких действий; применение методов, опасных для жизни и здоровья людей; оказание психологического давления на должника и иных лиц, использование выражений или совершение действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц; введение должника в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, его размера, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства, принадлежности кредитора либо лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти, органам местного самоуправления, относительно последствий неисполнения обязательства. Не допускается также любое другое неправомерное причинение вреда должнику и иным лицам или злоупотребление правом.

Федеральным законом №230 также установлены следующие способы и условия взаимодействия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с должником:

  1. Посредством личных встреч не более 1 раза в неделю.
  2. Посредством телефонных переговоров не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю, 8 раз в месяц.
  3. Посредством телеграфных, текстовых, голосовых и иных сообщений общим числом не более 2 раз в сутки, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц.

При этом правомерно осуществлять вышеуказанные способы взаимодействия только с 8 до 22 часов в будние дни и с 9 до 20 часов в выходные и нерабочие праздничные дни по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известным кредитору и (или) лицу, действующему  от его имени и (или) в его интересах.

Ответственность за нарушение порядка, способов и условий взаимодействия с должником, а также иных положений  Федерального закона №230, предусмотрена ст. 14.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Также следует отметить, что ст. 10  Федерального закона №230 предусмотрена обязанность кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, предоставить ответ на обращение должника по содержащимся в таком обращении вопросам, касающимся просроченной задолженности или её взыскания. Срок предоставления ответа на такое обращение составляет 30 дней со дня его получения.

Время создания/изменения документа: 06 октября 2017 14:56 / 26 июня 2020 09:37

Версия для печати